Наряжаем Золушку на бал: правильная послепечатная отделка

Наряжаем Золушку на бал: правильная послепечатная отделка

16.11.2017

Полиграфический оттиск – это лист бумаги, с нанесенным изображением. Чтобы он стал продукцией, необходимо его обработать, добавить после печати немного магии. Тогда он приобретет нужную форму, засияет, будет радовать глаз. И взмаха одной волшебной палочки здесь недостаточно. Процессов может быть много, поэтому все нюансы лучше продумать и обсудить с подрядчиком заранее, на этапе заказа.

Что такое постпресс

В полиграфическом производстве принято различать три основных этапа. На допечатной стадии вы определяетесь с дизайном, размещаете заказ. Сюда же относится изготовление печатных форм – эдаких специальных пластинок, с которых изображение будет передаваться на бумагу.

Далее эти формы устанавливаются в печатную машину, загружаются краски и бумага, осуществляется настройка оборудования, приладка – и все: валы завертелись, бумага зашевелилась, процесс пошел.

Отпечатанные листы укладываются в стопы и передаются команде послепечатников. На этом этапе происходит превращение Золушки в принцессу, оттиск приобретает законченный вид. Процессы, которые тут происходят, можно условно разделить на обязательные (обработку) и факультативные (отделку). На практике это означает, что без порезки на формат вашего изделия – точно никак, а без некоторых операций можно и обойтись. Но об этом далее.

Обязательная обработка

Итак, в зависимости от заказанной продукции, отпечатанный лист должен пройти определенные этапы обработки. В первую очередь, как уже говорилось, это порезка. Из большого листа вырезаются меньшие изделия, лишнее (например, поля с технологическими метками) - обрезается.

Некоторые виды продукции (книги, брошюры, буклеты, инструкции, коробки) предполагают необходимость сложить изделие несколько раз, на полиграфическом языке – сфальцевать.

Если готовый продукт состоит из нескольких листов, например, книга, или брошюра, - далее следует операция подбора. Сфальцованные листы складываются в нужном порядке. Затем следует скрепление. Соединить все листы можно скобой, клеем или нитками. Об этом также следует побеспокоиться заранее, уточнить, какие варианты может предложить типография. Например, далеко не везде установлено специальное ниткошвейное оборудование. Впрочем, некоторые современные решения для клеевого скрепления (например, те, где используется полиуретановые клей), - также гарантируют очень прочное скрепление.

Отделка

Отделочные процессы – это своеобразный салон красоты, без них вроде бы и можно обойтись, но с ними продукция выглядит более ярко и изысканно. Если нужно произвести впечатление, комбинация различных видов отделки – по-настоящему правильный выбор.

Среди наиболее распространенных и недорогих вариантов отделки – ламинация.

Она дает возможность защитить оттиск от внешних воздействий (влаги, пыли, царапин) посредством припрессовки пластиковой пленки или нанесения специального ламинационного адгезива. Ламинат может быть как глянцевым, так и матовым – все зависит от ваших предпочтений.

Тиснение фольгой подразумевает припрессовку под большой температурой специальных пленок (скажем, золотистых или серебристых).

Техника отлично сочетается с премиальными оттисками. Такая продукция производит великолепное впечатление!

Блинтовое тиснение (когда специальным штампом изображение как бы вдавливается) – выглядит менее ярко, но более изысканно.

Лакирование одновременно защищает и украшает оттиск. Покрытие может быть просто глянцевым или матовым, а может придавать всевозможнейшие эффекты поверхности.

Перламутр, «апельсиновая корка», бархатистость, рельеф, песок или наждачная бумага – это далеко не полный перечень современных возможностей. При этом лакированный оттиск гораздо меньше боится влаги, царапин, его можно использовать значительно дольше. Лак можно также наносить не на весь оттиск, а выделить только отдельные места. Это так называемое «выборочное лакирование». Комбинация глянца и мата – стильный способ привлечь внимание.

Высечка позволяет придать изделию нестандартную (не прямоугольную) форму. Хотите визитку в форме елочки – нет проблем.

А можно изготовить и небольшую конструкцию (например, коробочку для визиток), которую ваш клиент соберет самостоятельно и на длительное время поставить на стол. Нет пределов фантазии.

Продумать заранее

Размещая заказ в типографии, нужно уже заранее понимать, как он будет выглядеть в конце всех производственных этапов. Например, еще во время дизайна нужно предусмотреть все нюансы порезки, чтобы не разместить важные элементы под линией реза. Также следует побеспокоиться о фальцовке и правильно развернуть все тексты и изображения. Лакировка, особенно выборочная – еще один повод подумать еще в процессе разработки макета и добавить в файл специальные слои.

Кроме того, стоит уточнить все возможности типографии. Скажем, насколько современные клеевые решения установлены и какие есть возможности для отделки. Чем они шире – тем более красивое изделие вы получите на выходе. В по-настоящему профессиональной компании вам помогут подобрать правильные варианты, скомбинировать их, чтобы изготовить настоящий шедевр.